Современные персональные компьютеры – чрезвычайно тонкая и сложная техника. Порой достаточно одной малюсенькой неисправности, чтобы ПК начал работать с «глюками» или перестал работать совсем. Не стоит паниковать и сломя голову бежать в сервисный центр. Вполне возможно, что поломку Вашего компьютера, Вы легко можете устранить совершенно самостоятельно. Однако прежде, чем хвататься за паяльник, следует провести диагностику неполадок.

Все неисправности можно условно разделить на аппаратные и программные. В первом случае «виновниками» проблем становятся комплектующие компьютера: блок питания, жесткий диск, материнская плата, видеокарта и т.д. А во втором случае «неадекватное поведение» компьютера вызвано проблемами с программным обеспечением.

Выявить причину программных сбоев достаточно просто. Характерным признаком является «подвисание» компьютера только на какой-то определенной программе, в то время как с другими (даже подобными) компьютер работает нормально. Если же «глюки» проявляются независимо от того, какая программа находится в работе, то время браться за специальные программы – утилиты.

Утили́та (англ. utility или tool) — компьютерная программа, расширяющая стандартные возможности оборудования и операционных систем, выполняющая узкий круг специфических задач. Существует целый ряд утилит, предназначенных для тестирования исправности рабочих элементов компьютера. Большинство таких утилит бесплатны и доступны для скачивания с сайтов разработчиков.

Хорошая утилита для диагностики компьютерных «глюков» — это S&M (см. рис. 1). S&M позволяет проверить системную память и видеокарты ATI/Nvidia. Нужно установить эту утилиту и после ее запуска настроить параметры тестирования. Установите «ползунок» времени тестирования на длительный режим, установите «галочки» в соответствии с тестируемым оборудованием (можно проверить сразу все оборудование). При помощи инструкции к утилите установите настройки тестирования, приближая их к максимально жестким условиям работы оборудования. Запустите тестирование на несколько часов (2-3). Если проблема в оперативной памяти или в видеокарте, тест эту проблему выявит.


Рисунок 1. Внешний вид утилиты S&M

Для того, чтобы проверить как блок питание подает напряжение на компоненты системы, а также проследить за изменениями температуры этих компонентов, пригодится еще одна утилита — Motherboard Monitor 5 (MBM5, см. рис. 2). Настраивать эту утилиту довольно непросто, поэтому из имеющегося в ней списка можно выбрать Вашу модель материнской платы или очень похожую на нее. МВМ5 запускается в работу вместе с S&M, поочередно тестируются все системные компоненты.


Рисунок 2. Внешний вид утилиты МВМ5

Во время теста необходимо следить за показаниями датчиков температуры проверяемого устройства. Если Вы проверяете процессор и значения его температуры находятся в пределах 90-100&degС, после чего система «падает», налицо проблемы с CPU. Если температура не превышает 80&degС, то следует дождаться окончания тестирования всех подсистем процессора (при включенной «галочке» проверки правильности результатов). Если Вы не обнаружили никаких проблем, то запустите в утилите S&M тест PSU (Power Supply Unit). Следует понаблюдать за напряжением на линиях +3,3 В, +5 В и +12 В. Если 12 В не превращаются в 11, а системный блок не начинает неожиданную перезагрузку, программный крэш-тест можно считать успешно пройденным.

Протестировать на работоспособность жесткий диск можно с помощью утилиты MHDD (см. рис. 3). Эта утилита запускается только под MS-DOS, с дискеты. В качестве альтернативного варианта подойдет тот или иной традиционный «диск доктор», например, из комплекта Norton Utilites.


Рисунок 3. Внешний вид утилиты МНDD

Для проверки исправности видеокарты нужна утилита мониторинга и настройки видеоадаптера. Одна из таких утилит – RivaTuner (см. рис. 4). С ее помощью можно отследить динамику температуры графического процессора и видеокарты, а также попробовать снизить тактовые частоты GPU и видеопамяти.


Рисунок 4. Внешний вид утилиты RivaTuner

Если после перевода ускорителя в тихоходный и безопасный режим проблема исчезает, то, значит, проблема кроется в аппаратной части, т.е. в самой графической плате. В остальных случаях попробуйте удалить имеющиеся драйверы видеокарты и поставить более свежие или, наоборот, более старые версии драйверов. Если замена драйверов не помогла, то стоит попробовать на время поменять видеокарту на аналогичную, но заведомо рабочую, или поставить подозрительную видеокарту в другой компьютер и протестировать ее там.

Источник